СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА:
БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ. ИБО ОНИ БУДУТ НАРЕЧЕНЫ СЫНАМИ БОЖИИМИ

Анатолий Исаенко,
военный наблюдатель ООН
в 1973–1976 гг.

Bead pacifici quoniam fili Dei vocabuutur (Mt 5,9).

Слова "миротворец", "миротворческая деятельность" часто упоминаются в настоящее время в светской прессе. Что они означают с теологической точки зрения?

Обратимся к Церковно-Славянскому словарю. В нем говорится, что миротворец - тот, кто и сам не подает никаких поводов к раздору и несогласию, и других враждующих между собою примиряет и соглашает, уподобляясь по деятельности Сыну Божию, примирившему небо с землею. Бога с человеком, он и называется сыном Божиим. [ 1 ]

Рассматриваемая заповедь блаженства считается седьмой. Евангельские блаженства - девять заповедей, данных Иисусом Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:3-12 и Лк. 6:20-23) и содержащих в себе существенные черты христианского учения. Блаженствами эти изречения Иисуса Христа названы потому, что в них содержаться не категорические повеления, а лишь указание тех наград-блаженств, которые даны будут от Бога обладающим тою или иною добродетелью. Подробные толкования евангельских блаженств даны отцами церкви: Григорием Нисским, Златоустом, блаженным Августином и другими. [ 2 ]

В книге Толкование Евангелия за 1870 год даются некоторые экзегетические пояснения. Миротворцы: те, которые живя в мире со всеми, употребляют свои средства, свое влияние, свои усилия для умиротворения людей в каких бы то ни было отношениях, предотвращают распри, раздоры, мирят противников и тому подобное. [ 3 ]. Сынами Божиими: все верующие суть дети одного отца небесного (Рим. 8:17; Гал. 4:5), - но особенно миротворцы. Бог есть Бог мира (1Кор. 14:33); то есть кто производит мир между людьми, особенно в сем уподобляется Богу и в особенности достойны быть названы сынами Божиими. Они особенно уподобляются и Богочеловеку, пришедшему на землю именно для того, чтобы примирить Бога и людей и - в этом случае суть истинные чада Богочеловека (ср. Златоуст). Нарекутся: то есть будут действительно таковыми.

Блаженны миротворцы, сказал Господь. Поэтому, желающие быть блаженными, счастливыми, войти в царство небесное, должны быть миротворцами, то есть должны творить мир и, прежде всего, в душе своей. Мы должны умиротворить самих себя, то есть привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. [ 4 ]. Мы должны совершенно спокойно относиться к лишениям, обидам и вообще ко всему тому, что может нарушить душевное равновесие, мир души.

Установить постоянный, ничем невозмутимый, мир внутри себя; мы должны всеми силами стремиться к тому, чтобы мир был и внутри нас, среди ближних наших; для этого мы должны подавать пример другим, должны со всеми поступать дружелюбно, не подавать повода к несогласию, предотвращать его всеми мерами и мирить враждующих; а если не можем сами помирить их, то молить Бога о их примирении.

Будьте в мире между собою, и Бог любви и мира будет с вами. Так учил Апостол Павел (1Фес. 5:13; 2Кор. 13:11).

Св. Григорий Нисский говорил: " Из всего, чем люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты не назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, но не будет мира, - что пользы в том? Ты сам рассуди, что за жизнь тех, кто враждует между собою и подозревает друг друга? Посему, кто предотвращает других от этого порока, тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой зло. Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем Истинному Богу". [ 4 ].

Блаженный Августин писал в "Исповеди" о своей матери Монике: "Где только не ладили между собой и ссорились, там она появлялась - где могла умиротворительницей". [ 5 ].

Посмотрим как излагается данный вопрос в Толковой Библии А.П. Лопухина за 1913 год.

Что под миротворцами разумеются не одни только мирные, спокойные люди, которые и сами никого не трогают и их никто не трогает, но и люди трудящиеся в целях достижения и водворения мира на земле, в этом едва ли можно сомневаться.
Иероним под миротворцами разумеет таких "которые сперва в сердце своем, а потом и среди несогласных между собою братьев водворяют мир. Что пользы, если ты умиротворяешь чужих, а в душе твоей борятся пороки?" Но Иероним не объясняет, почему миротворцы назовутся сынами Божиими. Какая связь между миротворением и сыновством? Почему назовутся сынами Божиими только миротворцы? Что такое сыны Божий? Когда миротворцы назовутся сынами Божиими?

Нужно признать, что выражение Христа оригинально и сочетание миротворства с сыновством принадлежит только Ему. Что он сказал и хотел сказать, объяснить трудно. Воспользуемся теми объяснениями, какие дают Златоуст и Феофилакт. Первый говорит: "дело Единородного Сына Божия заключалось в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее". Следовательно, миротворцы назовутся сынами Божиими потому, что подражают Сыну Божию.
Феофилакт говорит, что здесь "не только разумеются живущие в мире с другими, но и примеряющие других сорящихся. Миротворцы суть и те, которые своим учением врагов Божиих приводят к Богу. Они суть сыны Божий. Ибо и Единородный примирил нас с Отцом". [ 6 ]

Блаженство соединения людей вместе

Рассмотрение седьмого блаженства мы можем начать с выяснения некоторых проблем значения.[ 3 ].

Литература

  1. Полный Церковно-Славянский Словарь. Г. Дьяченко. М., 1993, стр.306
  2. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза. Стр.189
  3. Толкование Евангелия от Матфея. Уильям Баркли. БСБ–1986, стр.116
  4. Толковое Евангелие. М., 1870
  5. Толкование Евангелия. Б.И. Гладков. Спб., 1907, стр. 118
  6. Толковая Библия. Том 3. А.П. Лопухин. Петербург. 1911–1913, стр. 86